О. МИХАИЛ ПЕТРОВ
Михаил Петрович Петров родился 28 октября 1878 г. Предположительно, местом его рождения были Велебицы, или одна из окрестных деревень. По крайней мере, его знали как "местного, здешнего" в отличие от других священнослужителей, которых присылали в Велебицы с других мест. Еще до 1917 г. Михаил Петрович закончил церковно-приходскую школу, которая находилась в Велебицах и, приняв сан диакона, служил в Велебицкой церкви св. Иоанна Богослова.
Люди помнят его как человека очень открытого, общительного. Будучи диаконом, он успевал трудиться на маслозаводе, где вручную выбивалось масло и увозилось на продажу в Новгород, а позднее и на льнозаводе. На этих местах он занимал начальствующие должности и непременно добивался успеха. Русский писатель Михаил Пришвин до 1917 г. часто бывал в Велебицах. Он близко знал диакона Михаила и тепло отзывался о нем. В своих дневниках 1915 г. он пишет: "О. Николай и диакон. Настоящий Дон-Кихот, о. Николай от всего отказался материального, и все забрал себе диакон. От братства останется, вероятно, одна только мельница, и диакон сделается мельником. <Батюшка слаб>, - формула". Слова Пришвина лишь подчеркивают деловой настрой о. Михаила. А упоминаемый им о. Николай - протоиерей Николай Опоцкий, позднее овдовевший, принявший монашество и ставший епископом Макарием.
Семью диакона Иоанна связывали тесные дружеские отношения с семьёй протоиерея Михаила Милонравова, настоятеля храма с 1915 г. и управляющего церковной школой. Лидия Ивановна, супруга диакона, (1882-1964), была крёстной матерью сына о. настоятеля, которого звали Дмитрий (род. 1918, ум. в 1998 г.) А дочь настоятеля Таисия (род. 1913) в детстве очень дружила с сыном о. Михаила Петрова Николаем.
По имеющейся информации, у диакона Михаила Петрова было трое детей: Валентина (в замужестве Боголюбова), Мария и Николай. Очевидцы утверждают, что о. Михаил Петров имел очень красивый голос. Он управлял хором, который пел превосходно под его руководством. А по праздникам о. диакон облачался в священные одежды и совершал вместе со священником Божественную литургию. Это же подтверждает и Михаил Пришвин в своих дневниках, где описывает Пасху 1915 г.: "как диакон хорош: батюшкин <Христос воскресе> и диаконов".
А вот еще одна интересная заметка М. Пришвина о нем: "23 Марта. Дождались, наконец, попов: диакон - весь движение, слова, как дым кадильный; пахнет дым, ушло кадило, думаешь, кончено, затух огонь, а оно вернулось и опять пахнуло. Попу слова сказать не дает и тот диакона стесняется, попик утульчивый. Предложили тарелку с яйцами, батюшка положил луковое яичко, а дьякон взял, долго всматривался, чтобы не взять разбитого, и взял деревянное складное детское яйцо, сначала не заметили, а потом хватились: дьякон унес!" И вот ещё: "Лещ пошел: как пахари на поле, выезжают рыбаки на воду, с той стороны, с другой, и вот там, где полоса возле церкви - выехал диакон. Диакон со всеми ладит, он ведет банк, учит детей, служит прекрасно, выпьет, сыграет, рыбки половит, уху сварит на берегу, и сыт, и богат, и со всеми ладит - круглый человек..." Всё это еще раз свидетельствует об особой дружбе о. диакона с писателем. Между 1917 и 1927 гг., по представлению о. Милонравова, о. Михаил Петров получил сан протодиакона.
Известно,
что до 1927 г. протодиакон Михаил Петров служил в Велебицах. Однако, с
началом раскулачивания и открытых гонений на Церковь, его семья исчезла
из деревни. О. Михаил уехал в Ленинград и служил на приходах Ленобласти.
Следующее появление о. Михаила в Велебицах состоялось после Великой отечественной
войны. Он появился здесь в качестве настоятеля церкви Иоанна Богослова,
будучи рукоположен в сан священника. Здесь он совершал служение вплоть
до своей кончины, которая последовала 22 июля 1962 г. В Велебицах сохранился
дом, в котором жил о. Михаил. Его супруга Лидия Ивановна часто уезжала
в Ленинград, и за о. настоятелем ухаживала монахиня Анна. Дом этот по сей
день принадлежит церкви, но постепенно ветшает и требует ремонта, т.к.
в данное время в нём никто не живёт.
После смерти о. Михаил был похоронен на велебицком кладбище. Это нарушало традицию, согласно которой настоятелей храма хоронят у стены алтаря. Однако прихожане храма объяснили это тем, что в то сложное время люди боялись, что безбожная власть может разрушить храм и всё, что находится вокруг него, а на кладбище, среди других людей, могила любимого батюшки сохранится. Супруга о. Михаила, скончавшаяся в 1964 г., похоронена рядом с ним.
Могилы
о. Михаила и его матушки находятся за общей оградкой и содержатся
в хорошем состоянии. Кто-то ухаживает за ними, т.к. на могилах стоят живые
цветы, лежат свечные огарки. Пожилые прихожане до сих пор помнят о. Михаила
как талантливого человека и доброго пастыря. Вечная память ему и его благочестивой
супруге!
Денис Маханько, 2004 г.